14.01.2020 г. закончился второй модуль обучения в рамках проекта “Служба раннего вмешательства”, предоставленного Фондом Президентских грантов.
Этот проект направлен на помощь семьям с детьми до трех лет, которые имеют тяжёлые множественные нарушения развития. Наша команда Службы ранней помощи принимает участие в обучении на базе АНОО «Солнечный круг» г. Тольятти.
Занятия в рамках проекта “Служба раннего вмешательства”, предоставленного Фондом Президентских грантов стартовала в декабре 2019 года.
Ведущий специалист Проекта, Екатерина Клочкова – руководитель АНОО “Физическая реабилитация” г. Санкт-Петербург – приехала в Тольятти, чтобы рассказать о концепции проекта: какими компетенциями должен обладать специалист, и какова его ответственность, а также как будет происходить консультирование семей. Поделилась, с какими проблемами сталкивались консультанты в других городах, какими способами их решали. Рассказала о методах диагностики, МКФ, а потом все вместе обсудили, почему для ребенка важна именно функциональная реабилитация. Было много живых примеров и практических заданий. Все обучение проходило в форме диалога: Екатерина задавала наводящие вопросы, чтобы слушатели сами могли прийти к определённым выводам.
А Пальмова Наталья – специальный педагог Службы ранней помощи Центра Интегративного воспитания ДОУ№41 г. Санкт-Петербург – позволила специалистам взглянуть на мир глазами ребенка. Всё это касалось уважения. Приятно ли вам, если:
– Вам навязывают общение, когда вы не готовы к коммуникации;
– Вас взяли и понесли в неведомом направлении;
– Неожиданно вырвали что-то из рук;
– Резко начали вытирать лицо;
– На вас не обращают внимание, будто вас не существует и т.д.
Для яркости понимания, почти все это специалистам пришлось ощутить на себе. Также Наталья рассказала, по каким сигналам можно понять, что маленький ребенок готов/не готов к взаимодействию. Ведь у каждого человека есть выбор, и у него всегда должна быть возможность согласиться или отказать.
Мы получили множество актуальной информации за эти пять дней, но «красной нитью» через все обучение проходило то, что ребенок с ТМНР – прежде всего личность. Ему нужно наше внимание и чуткость, а его психическое здоровье не менее важно, чем здоровье физическое.
Екатерина Клочкова — руководитель АНОО “Физическая реабилитация” г. Санкт-Петербург — приехала к нам в центр, чтобы рассказать о концепции проекта: какими компетенциями должен обладать специалист, и какова его ответственность, а также как будет происходить консультирование семей. Поделилась, с какими проблемами сталкивались консультанты в других городах, какими способами их решали. Рассказала о методах диагностики, МКФ, а потом все вместе обсудили, почему для ребенка важна именно функциональная реабилитация. Было много живых примеров и практических заданий. Все обучение проходило в форме диалога: Екатерина задавала наводящие вопросы, чтобы слушатели сами могли прийти к определённым выводам.
А Пальмова Наталья — специальный педагог Службы ранней помощи Центра Интегративного воспитания ДОУ№41 г. Санкт-Петербург — позволила специалистам взглянуть на мир глазами ребенка. Всё это касалось уважения. Приятно ли вам, если:
– Вам навязывают общение, когда вы не готовы к коммуникации;
– Вас взяли и понесли в неведомом направлении;
– Неожиданно вырвали что-то из рук;
– Резко начали вытирать лицо;
– На вас не обращают внимание, будто вас не существует и т.д.
Для яркости понимания, почти все это специалистам пришлось ощутить на себе. Также Наталья рассказала, по каким сигналам можно понять, что маленький ребенок готов/не готов к взаимодействию. Ведь у каждого человека есть выбор, и у него всегда должна быть возможность согласиться или отказать.
Много информации будущие консультанты получили за эти пять дней, но самой красной нитью через все обучение проходило то, что ребенок с ТМНР — прежде всего личность. Ему нужно наше внимание и чуткость, а его психическое здоровье не менее важно, чем здоровье физическое.
Проект “Служба раннего вмешательства” реализован с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества (президентскиегранты.рф).
Второй модуль обучения в рамках проекта “Служба раннего вмешательства”, предоставленного Фондом Президентских грантов проходил в период с 10 по 14 января 2020 года.
В рамках первых двух дней второго модуля обучения по проекту “Служба раннего вмешательства” специалисты СРП узнали:
– Откуда растут корни младенческой депрессии;
– Как наследуются паттерны привязанности;
– Почему стабильно небезопасный родитель для ребенка лучше, чем стабильно непредсказуемый;
– Как консультанту не просто сохранить связь между мамой и ребёнком, а улучшить её;
-Почему в процессе реабилитации родителю тоже должно быть интересно;
– Как правильно интерпретировать поведение ребёнка;
– Почему важно подстраиваться под детский темп во время взаимодействия и в какой момент учить особого ребёнка адаптироваться под обычный ритм жизни.
Эти вопросы раскрыла Анастасия Горн – специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации АНО “Физическая реабилитация” (СПб).
Участники вновь делились на группы, выполняли практические задания, разбирали конкретные случаи. Учились направлять фокус своего внимания не только на ребенка, но и на переживания и чувства его близкого взрослого.
А наши специалисты сделали для себя важный вывод – коррекционно-развивающий процесс и реабилитация должны быть “живыми”, поэтому наши специалисты по раннему развитию заинтересованы в том, чтобы от нее получили удовольствие все участники этого процесса.
Эрготерапевт и супервизор Программы «Уверенное начало» (Москва), Анна Лучникова познакомила нас с Канадской системой оценивания выполнения деятельности COPM. Она разработана в клиенто-ориентированном процессе эрготерапии. Мы подробно разобрали Модель выполнения деятельности, в центре которой находится Личность. Разыгрывая различные жизненные примеры, мы вновь на практике отрабатывали возможные ситуации.
В заключительной части второго модуля в тандеме специалистов НАО Центр «Пространство общения» (Москва) Ириной Долотовой– учредителем и председателем Правления центра, историком по образованию и мамой двоих детей, один из которых имеет тяжелые множественные нарушения развития;
и Анастасией Рязановой – психологом, системным терапевтом, специалистом по работе с травмой, ведущей обучающих программ, посвященных организации помощи детям и молодым людям с нарушениями развития и их ближайшему окружению, мы рассуждали тему продуктивного взаимодействия с семьями особых детей. Что нужно делать специалистам для сплочения родительского сообщества. Супервизоры поделились с нами богатым опытом своей работы ( более 20 лет) в области помощи детям с нарушениями развития и их семьям.